УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ (ИНТЕЛЛЕКТ)

УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ (ИНТЕЛЛЕКТ)
Немногие понятия в психологии привлекают более пристальное внимание и немногие так упорно не поддаются разъяснению. Несмотря на многочисленные усилия, предпринимавшиеся за последние годы, чтобы разработать какое-либо независимое определение этого термина, его значения остаются тесно связанными с методиками, разработанными для его измерения. Бине, изобретатель теста умственных способностей индивида, считал, что интеллектуальное поведение может проявляться в таких способностях, как рассуждение, воображение, инсайт, суждение и адаптируемость. Поэтому он разработал свои тесты (тесты Бине) таким образом, чтобы оценить только эти функции. Другие теоретики настаивали, что следует выделять только три фундаментальных познавательных процесса (абстрагирование, научение и оперирование с новым). Третьи утверждали, что все эти способности являются всего лишь проявлением единственного основного фактора (так называемого генерального фактора), который, как предполагалось, лежит в основе всех интеллектуальных функций. В 1927 г. уже почувствовалась фрустрация от оперирования этим понятием. Спирмен, большой специалист в области психометрии, отчаялся определить это понятие в целом и назвал умственное развитие "..просто звуком, словом, которое имеет настолько много значений, что в конечном счете не имеет ни одного". Такой глубокий пессимизм, однако, не уменьшил потребность психологической науки в таком понятии. Обратите внимание, что до того, как началось движение за тесты и измерения, этот термин означал "способность извлекать пользу из опыта", что подразумевало способность вести себя адаптивно, успешно функционировать в конкретной среде. Следовательно, любой "тест умственного развития", который считается валидным, будет точно предсказывать адаптивное и успешное функционирование в определенной среде. С момента их появления доминировало использование тестов интеллектуального развития в качестве предсказателей школьных успехов, и поэтому, конечно, не удивительно, что "адаптивными и успешными" моделями поведения считались рассуждение, суждение, научение, оперирование с новым, абстрагирование и т.д. Все такие тесты умственного развития всегда будут социально и культурно детерминированными. Они будут отражать идеалы и ценности культуры, к которой принадлежат создатели этих тестов, и "адаптивное и успешное" функционирование всегда будет означать "адаптивное и успешное" функционирование внутри этой культуры. По большому счету в этом нет ничего плохого. Тот факт, что этот набор обстоятельств способствует их неправильному употреблению, не отрицает права общества пытаться различать, кто из его граждан с наибольшей вероятностью извлечет выгоду из того, что общество должно им предложить. В конечном счете, умственное развитие будет, концептуально, тем, чем оно было всегда, способностью извлекать выгоду из опыта, и, прагматически, чем оно стало, что измеряют тесты умственного развития (или интеллекта).


Толковый словарь по психологии. 2013.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ (ИНТЕЛЛЕКТ)" в других словарях:

  • ИНТЕЛЛЕКТ, ТЕКУЧИЙ — Интеллект, оцениваемый теми компонентами теста умственного развития, которые основаны на способности творчески решать новые проблемы. Употребляется как приблизительный синоним абстрактного интеллекта (см. здесь абстрактный и умственное развитие) …   Толковый словарь по психологии

  • ИНТЕЛЛЕКТ, АБСТРАКТНЫЙ — См. абстракция и умственное развитие. Употребляется подобно понятию текучий интеллект …   Толковый словарь по психологии

  • ИНТЕЛЛЕКТ, КОНКРЕТНЫЙ — Вообще – способность эффективно функционировать при решении конкретных проблем. Употребляется аналогично понятию кристаллизованный интеллект. См. также умственное развитие …   Толковый словарь по психологии

  • интеллект — Общая мыслительная способность, позволяющая преодолевать трудности в новых ситуациях. Краткий толковый психолого психиатрический словарь. Под ред. igisheva. 2008. интеллект …   Большая психологическая энциклопедия

  • Умственное воспитание —     развитие интеллектуальных способностей личности (см. Интеллект). У.в., понимаемое как организация ума , может быть определено как группа положений, регламентирующих формы мысли и действия, независимо от того, на какой предмет направлена… …   Педагогический терминологический словарь

  • Дифференциальная психология (differential psychology) — Д. п. занимается изучением характера и истоков индивидуальных и групповых различий в поведении. Измерение таких различий породило громадный объем описательных данных, к рые сами по себе представляют большой научный и практ. интерес. Более… …   Психологическая энциклопедия

  • Пиаже, Жан — Жан Пиаже Jean Piaget Дата рождения …   Википедия

  • Жан Пиаже — Jean Piaget Дата рождения: 19 августа, 1896 Место рождения …   Википедия

  • Пиаже — Пиаже, Жан Жан Пиаже Jean Piaget Дата рождения: 19 августа 1896(1896 08 19 …   Википедия

  • Пиаже Ж. — Жан Пиаже Jean Piaget Дата рождения: 19 августа, 1896 Место рождения …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»